Семинар "Уровни сознания" Тема: 7 периодов жизни человека Ведущий Александр Потиевский Этот семинар тоже посвящен теме счастья. Что мы вообще о счастье знаем? Прежде всего, счастье - это не просто отсутствие страданий. "Давит, давит, давит.... потом отпустило - и вот оно, счастье!" - на самом деле это не счастье еще, это что-то нейтральное, просто вакуум, который еще стоит заполнить счастьем, потому что счастье - это некие позитивные эмоции. Не все могут описать, что такое счастье, но при этом каждый человек точно знает, что это такое, потому что каждый в своей жизни хоть раз, но испытывал счастье. Нет счастья правильного и неправильного, счастье - оно разное для всех. Для кого-то - лицом в салат, для кого-то - забиться с книжкой в уголок и т.д. Возможность наслаждаться тем или иным видом счастья зависит от того, насколько развито сознание человека, насколько развит его разум. Счастье более высокого уровня включает в себя все предыдущие "уровни" счастья тоже. Человек утонченный, более возвышенный в принципе способен испытать более низкие уровни счастья, но ему это не надо, он не будет тратить на это время, потому что ему доступны более высокие уровни счастья. Веды говорят, что когда человек испытал более высокие уровни счастья, ему уже становятся неинтересны более низкие уровни счастья. Уровень сознание можно легко определить по очень простому признаку: по тем удовольствиям, которые человек испытывает. То есть чем примитивней удовольствия, тем ниже уровень сознания. К сожалению, большинство людей пользуется тем, что к ним приходит, что проще достичь. Это проблема на самом деле. Пример: секс за деньги. Казалось бы, что проще - заплатил, получил. Но это не настоящее счастье - хочется-то любви, чтоб любили... А для этого ведь работать надо над собой, чтобы стать таким, которого полюбят. На сегодняшний день смое распространенное понимание счастье состоит в том, что счастливый человек - это богатый человек. Но это опять же иллюзия. Настоящее счастье за деньги не купишь. При этом, например, если человек с низким уровнем сознания получает большое количество денег, то у него начинаются проблемы. Пример: одна семья случайно получила миллион, так они его пропили, и в результате пропили все - квартиру и т.д. Счастье не рождается из чего-то внешнего - денег, славы и т.п. Счастье зависит исключительно от способности человека быть счастливым. Можно ничего не иметь, а при этом быть счастливым. Или наоборот. Например, монахи. Они же ничего не имеют, но счастливы! или пример самого богатого человека в Омске, у него все есть, но он не может спать по ночам (а как там мои денежки... а вдруг украдут...) Если уровень моего сознания не позволяет мне наслаждаться тем или иным уровнем счастья, то оно ему будет просто закрыто, недоступно. Пример: материально обеспеченный, но не духовный человек приходит в церковь и не понимает, что там происходит. "Ну давайте я тоже свечку поставлю, что ли, может, у меня тоже счастье привалит" - а не привалит, потому что он не возвысил свое сознание на тот уровень, который позволял бы ему наслаждаться таким счастьем, как получают в церкви. Парадокс, но один из самых высоких уровней самоубийств - как раз у самых успешных людей (ну вот, я всего достиг, а счастья нет и, похоже, не будет) Поэтому человек должен в своей жизни переходить от одного уровня развития сознания к другому, для этого они и существуют. А сейчас мы посмотрим, как происходит процесс перехода с одного уровня сознания на другой. Посмотрим, что конкретно нам необходимо делать в разные периоды жизни, и как исправить ошибки, которые хвостом за нами тянутся. Итак, все наверняка слышали выражение "школа жизни". А чему же в этой школе учат? Как в любой школе, так и в жизни каждого из нас существует определенный учебный план. Мы с ним рождаемся, мы о нем можем знать, может не знать - не имеет значения, он просто есть. Таков подход Вед. Это не фатализм, это просто определенные этапы, через которые человек обязательно должен пройти (карма). Вот есть такие-то уроки, через такие-то уроки человек должен пройти. В школе жизни человек получает знания, с которыми человек приобретает мудрость. Усваивая эти знания, применяя их в своей жизни, человек возвышает свой уровень сознания. В обычных школах нас учили всему, чему угодно, но не тому, как стать счастливым. Причем жили одними обещаниями: "вот сейчас школу закончишь, и тогда!!!!" - "вот сейчас институт закончишь, и тогда!!!" "ну вот сейчас работу закончишь, выйдешь на пенсию, и тогда...." - чувствуется какой-то подвох явно, что-то не очень перспективно. То есть нам нужны другие знания, из других источников. Причем те знания, которые человек получает в школе жизни, надо будет обязательно применить на практике, чтобы показать, что человек действительно получил эти знания. Что такое карма? это как раз те ситуации, в которых человек демонстрирует на практике свои знания, чему он вообще научился в этой своей школе жизни. То есть внешне овладение этими знаниями проявляется в том, что человек приобретает те или иные качества характера, он их нарабатывает. Описывая людей, мы говоим о его качествах (добрый/злой, жадный/щедрый...) - мы именно так к людям и относимся, по тому, какие качества люди демонстрирует. То есть человек не может просто так заявить "я добрый! я щедрый" - ага, только вот на практике покажите, плиз... Мы только подумали о чем-то, а жизнь уже сделала заметочку "ага, это надо проверить..." Недавно снимали передачу про солнечное затмение. Солнечное затмение с астрологической точки зрения - это как раз проверка того, насколько человек на самом деле соответствует тем идеалам, которые он сам провозглашает. Принято считать затмение как нечто негативное. Но это только для тех, у кого есть расхождения между тем, что человек говорит, и тем, что он делает. А у кого все в порядке, затмение наоборот может дать очень позитивный толчок положительной энергии. От кого это зависит? от нас самих. У нас всегда есть мечты о том, каким мне хочется быть (ну вот я такой-то, в отношениях я веду себя вот так-то...). НО! Есть очень большая разница между тем, какими мы хотим быть, и тем, какие мы есть на самом деле. Так вот жизнь - это как раз путь от того, какие мы есть, к тому, какими мы можем быть. Если это происходит, то да, человек реализовал себя, раскрыл. Это и есть школа жизни, там есть уроки, которые позволяют человеку раскрыться полностью. Веды говорят, что в школе жизни всего 7 классов. Программа каждого класса рассчитана на 7 лет. Эта школа начинается с рождения, с пеленок, сразу появляются учителя, жизненные обстоятельства и т.д., и заканчивается эта жизнь самым главным, выпускным экзаменом: из одной жизни в следующую. Тут надо понять, что в Ведической культуре смерти не принято было бояться, люди просто знали и готовились, и когда она приходила, люди были готовы. А когда человек готов, страха нет. Люди просто знали, досконально и очень точно, что и как надо делать. И они понимали, что смерть - это просто переходный момент, это дверь такая, которая определит, какой будет следующая жизнь. То есть дверь откроется, и куда я попаду? у меня куча дверей передо мной - какую я выберу? Это не значит, что люди жили в постоянном ожидании смерти, просто это была осознанная жизнь. Каждую секунду люди думали: "а что я сейчас делаю? к чему я движусь? к чему приведет мой поступок, который я сейчас совершаю?" Это очень высокий уровень жизни, тут скуки нет, нет застоя, протухания, болота, эта жизнь постоянно кипит. Каждая встреча, каждое событие в такой жизни - это знак, это какой-то повод, это очень интересно. Но об этом позже еще будем говорить. Сейчас для нас важно, что в соответствии с этим учебным планом, о котором мы говорим, переходы на новый уровень сознания не просто могут, а должны происходить каждые 7 лет. Есть выражение: "каждые 7 лет человек меняется". А что это значит? какие именно изменения происходят? В институте просто говорили, что каждая клеточка поменялась, просто организм стал новым, больше ничего не происходит. В Ведической же точке зрения это не просто обновление тела, это как раз обновление сознания. И 7 лет - это как раз достаточный срок для того, чтобы усвоить и закрепить те уроки, которые надо освоить на этом этапе. То есть это некий полигон такой: мы получили знания, усвоили их, закрепили и начали готовиться к следующему классу. Естественно, вначале этой школы ребенка учат родители. Правда, сейчас это происходит довольно странно: сначала ребенка отдают в ясли, потом в детский сад, потом в школу... Наверное, чтобы потом ребенок пришел и сказал: "Большое вам спасибо, родители, вы сделали для меня все, что могли, теперь я буду заботиться о вас до конца жизни" - ага, щаз. Кто такие вообще для него родители? он о них и не думает вообще, у него другие идеи, когда родители состарятся, ему вообще и дела до них особого не будет. Итак, детей нужно учить с самого начала, потом человек уже сам должен учиться, приобретать какие-то знания. Причем нет такого "захотел - туда пошел, захотел - туда..." Так не пойдет, есть план. Кому-то это может нравиться, кому-то нет, но это неважно - такова данность. Астрологи очень хорошо разбираются в этих вещах: вот тут у вас будет такая-то ситуация, а здесь - такая, она нужна вам для того-то... Переходим к изучению ведического трактата "Чакра-ведиа" - трактат, посвященный возрастной психологии. Дело в том, что все эти 7-летние периоды связаны с работой чакр. Чакры на грубом плане - это просто регуляторы работы нашего тела. На тонком плане чакры открывают для нас определенные возможности. То есть каждая чакра - это определенный набор возможностей, который будет открыт для нас в строго определенное время. И это не случайно, в этом заложен очень глубокий смысл. Дело в том, что человеку не нужны все возможности сразу в одно и то же время. Например, 5-летнему ребенку не нужна возможность обзаводиться семьей. Или ни одни здравомыслящий человек не даст ребенку в руки настоящий автомат... Поэтому все возможности предоставляются тоже в соответствующее время. Шансы/возможности открываются в зависимости от того, насколько развито сознание человека. Ведь если мы получим те или иные возможности раньше того времени, когда сознание к ним готово, это будет очень печально, такие вещи заканчиваются трагедией. Человек может долго молиться, например "ну дай мне, дай...", и Бог - он как будто ходит все вокруг и говорит "слушай, ну ты уверен, ну подумай, может, не надо.... ну поверь, ну потерпи немножечко, потом само придет...". Человек говорит "нет, хочу сейчас! нет, вот сейчас или все, умру, ухожу из церкви, развод и девичья фамилия". Бог такой "ну ладно, ну раз ты ТАК хочешь, ну на..." И когда это приходит, человек говорит "Ооооо, за что мне это?!" Это как пример избалованного ребенка: такой ребенок получает все, что захочет, но он не умеет этим правильно пользоваться. Например, из избалованных деньгами детей очень часто вырастают наркоманы. Нам важно понять, что каждая возможность должна приходить в свое время, потому что возможности - это не какие-то права, а наоборот это ответственность, это обязанности. Например, когда человек становится директором, он получает не права, а обязанности. Или, например, брак/семья. Молодой человек может думать, что после женитьбы получит кучу прав, а на самом деле наоборот получает кучу обязанностей. С Ведической точки зрения семья это обязанности, это ответственность. Если человек это понимает, то он еще 10 раз подумает, а стоит ли вообще во все это ввязываться. Ну, стоит, конечно, но только если человек понимает, что он должен делать, как он это должен делать, в какое время, и в первую очередь он думает о своих обязанностях, об ответственности. Каждая чакра проявляет свою активность в свои 7 лет. В соответствии с возрастом, с действием определенной чакры меняется и человек. Как? Меняется его отношение - к людям, к окружающему миру в целом... То есть до того он смотрел определенным образом, и вдруг он прозрел "ух, а тут, оказывается, вот так!" Простой пример: мальчик до 14-ти лет по-одноу смотрит на девочек, дергает там за косички и т.д. А потом вдруг бац - что-то изменилось на тонком уровне, вслед за тим подтянулась физика (гормональные там изменения и т.д.) - теперь уже с девочками можно дружить... Изменилось отношение к ним, что-то в голове изменилось - и появились другие возможности. Каждый из нас может подумать: как я отношусь к людям, каким-то вещам или каким-то явлениям, вот такие у меня и будут возможности. Если я чего-то боюсь, что-то считаю неправильным, то у меня ничего и не будет из этой области. Чем шире кругозор сознания, тем больше у меня возможности. Пример: фанатично религиозный человек (вот только моя религия и больше никакой) не имеет друзей. Другой пример - святые, которые как бы сверху смотрели на всех, на самом деле любили всех - вот у них много друзей. Далее. Есть маленькая проблема. Кроме уроков в школе есть еще одна очень нехорошая вещь - контрольная/экзамен. Это как раз и есть тот самый переход от одной чакры к другой. Это проверка, насколько мы действительно осознали и примерили на себя то или иное качество характера, насколько усвоили то или иное знание. Не просто маску на себя надели - работящий там, целеустремленный и т.д., а насколько действительно это стало частью нас самих. Что же такое этот экзамен? В Ведах говорится, что это какой-то кризис. То есть любая перемена от чего-то к чему-то всегда сопровождается кризисом. Кризисы могут быть на самых разных уровнях - в государстве, в обществе, на работе, ... на физическом уровне самый простой - болезнь. В Ведах говорится говорится, что сама жизнь устроена так, чтобы наше сознание возвышалось. Но если мы это знаем, мы можем меняться добровольно. То есть когда приходит время экзамена, человек не волнуется и не переживает - а чего переживать, он и так все знает. Ну и тогда судьба или карма тоже смотрят и думают, а чего его трогать - он и так все знает. Но это только в том случае, если человек НА САМОМ ДЕЛЕ такой. Обмануть, использовать "шпаргалку" тут не поможет:)) Другое дело, если мы не хотим меняться или меняемся не в ту сторону, вот тогда в нашей жизни обязательно произойдет кризис. Для одного кризис может стать трагедией, а для кого-то - "все, что нас не убивает, делает нас сильнее". Есть известная фраза, что Бог испытаний не по силам не дает. То есть если уж он нам это послал, то мы можем это преодолеть. Другое дело готовы мы к этому или нет, хотим мы этого или нет. Человек может преодолеть все, нет безвыходных ситуаций - это на самом деле так. Нужно понять, если такая ситуация происходит (кризис), то зачем мне это, надо понять, чего именно человеку не хватает, зачем ему эта ситуация. Практически всегда, когда нам кажется, что ситуация безвыходная, это означает лишь одно: нам не хватает знаний. Надо не водку пить, когда приходит проблема, а надо разобраться, как вести себя, вести себя правильно. Мы рассматриваем практически всегда кризисы как что-то негативное именно по причине того, что мы к ним не готовы. Самый тяжелый кризис - кто-то умер. И все, человек в шоке/депрессии, в трауре. А если со стороны на это посмотреть, не вникая эмоционально в эту ситуацию: а человек что, не знал, что рано или поздно все умрут? Или думал, что к нему это никак не относится? Вот это как раз пробел в воспитании. Все самые важные, самые тяжелые вопросы в жизни - те, к которым мы не готовы, а надо было готовиться с самого начала. А мы же зачастую ведем себя, как дети. Ребенок что делает, когда что-то происходит? Прячется (мол, прийдет Бабайка и меня не найдет). Взрослый же человек должен понимать, что если он что-то делает, то обязательно будут какие-то последствия. И можно выбирать, что делать, если хочешь выбирать то, что к тебе придет в будущем. Людям кризисы не нравятся, потому что надо отбрасывать то, что уже устарело. Все привыкли тащить за собой все, что только можно - всякие мешочки/узелочки, все-все. что у них есть, и пытаются со всем этим багажем протиснуться в дверь, открывающую дорогу дальше. А тут приходит кризис и говорит: "эмм, сорри, уважаемый, надо отбросить устаревшее", а человек не хочет, он привык к этому, "это все мне нужно". Но это сама жизнь - мы оставляем игрушки, чтобы взять в руки азбуку, потом оставляем азбуку, чтобы взять в руки учебник алгебры. В кабинете начальников не лежат погремушки. Хотим мы этого или нет, нам без кризисов обойтись, и если человек это понимает, то проблем не возникает. В Ведах говорится, что человеку трудно расстаться с тем, что он считает своим, к чему он привыкает и к чему он привязывается. А это невежество, причем глубочайшее невежество. В Ведах говорится "вы поймите, ребят, тут все просто, все очень просто: у нас вообще ничего нет! с чем пришли, с тем и уйдем". У вас много было, когда вы пришли в этот мир? - ничего. Так на каком основании вы что-то считаете своим? Свое - это то, что можешь забрать. Только накопленный жизненный опыт. Но люди почему-то переносят это на вещи: вот много вещей - о, мудрый человек (хотя на самом деле просто хитрый, потому что он знает, где все это достать). У человека все это с детства на самом деле надо воспитывать, объяснять ему эти вещи, одухотворять его, и тогда ему вообще ничего мешать не будет, у него не будет кризисов, тогда экзамены жизненные будут очень легко проходить. В чем суть школы жизни? Суть не в перемене отношений к вещам, не в отношении к неживым вещам - нет! Самая большая ценность человеческой жизни - это отношения, отношения с людьми, с миром, с Богом. И успешная сдача экзаменов в школе жизни состоит в том, что мы изменяем свое отношение к людям, к тем, кто нас окружает. Мы становимся все меньше сосредоточены на себе, и все больше уделяем внимание другим. Если это происходит, человек это чувствует - значит все идет нормально, значит человек идет в правильном направлении, правильно учится. И в конечном итоге человек должен понять, что он становится все менее и менее эгоистичен, и в конечном итоге это и есть цель - стать все меньшим эгоистом. И когда это происходит, когда это удается, тогда и окружающие его люди будут жить не только для себя, но и для него. Потому что это закон той же самой кармы - если человек отдает и он хочет отдавать, то он обречен на то, чтобы получать, по-другому это не работает. Даже в материальном мире есть закон сообщающихся сосудов: если ты что-то отдал, то к тебе это обязательно прийдет. Но мы живем в мире, где все поставлено с ног на голову. У нас даже один из самых популярных клубов называется "Эгоист". Эгоизм - это признак успешного человека. Кто такой успешный человек - эгоист: он точно знает, чего он хочет и ему плевать на окружающих. Он успешный с современной точки зрения, но нужно понять, что он несчастный человек. Приятели/друзья - это все до тех пор, пока у него деньги есть. Правильные, духовные отношения между людьми появляются тогда, когда есть желание отдавать. Другой пример - пожилые люди, которые никому не нужны. Образ жизни, в котором люи воспитывались, потребительское отношение к миру переносится постепенно на людей. Чем более человек эгоистичен, тем более он одинок. Чем более человек щедр, тем больше хочется быть рядом с ним. Когда человек ведет себя правильно, это чувствуется, это не требует никаких доказательств. Мы не должны жертвовать отношениями с людьми ради вещей. Мы очень часто ставим перед собой цели, которые оцениваются вещами. Но в погоне за этим счастьем мы пренебрегаем людьми, отношениями. Экзамен на то, что для нас важнее, мы сдаем постоянно: что для нас важнее - люди или вещи (ой, извини, я забыл, был занят...). В нашей жизни постоянно вот эти ситуации - одна за одной: быстрый выигрыш или отношения. Жизнь не теоретические задачи подсовывает, а каждую минуту и каждую секунду мы сдаем этот экзамен. Самое главное, чему мы должны научиться - это делать выбор в пользу отношений. Как это реализовать? Мало просто не портить отношений (это еще "ноль"). Самый главный секрет всего позитивного в нашей жизни - прост, но мудр: то, что мы хотим обрести, мы должны сначала отдать другим. Христос сформулировал афоризм, который и так все знают: поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они с вами поступали. Но мало кто сейчас понимает, что это не просто изречение, а совершенно конкретный способ, это технология. Потому что как вы будете относиться к людям, так к вам будет относиться Бог. Как вы будете относиться к его частичкам (душам), так и он будет к вам относиться. Это универсальный принцип, который присутствует во всех духовных практиках. Это в сердце нужно понять. Мудрость - она не в теории, она в сердце. То, что мы хотим обрести, мы должны давать другим. Единственная возможность обрести мудрость по-настоящему - это решать проблемы других. Обучая других, обучаешься сам. Если мы решаем каку-то проблему другого человека, то она автоматически уходит из нашей жизни, это закон кармы. Если мы уже решили что-то, то вопрос, зачем нам второй раз давать этот же урок. Если хотите стать счастливыми, желайте другим счастья, хотя бы желайте. Но мало просто пожелать счастья, нужно еще и сделать другого человека счастливым. НО! а чего вообще хотят другие люди? что именно сделает их счастливыми? Вот тут есть очень большая путаница. Одна женщина говорит: "я всегда всех жалела, всегда помогала, так за что мне теперь такая болезнь?!" НО: она отдавала жалость, она и получила то же самое: теперь она болеет и получает жалость в свой адрес. Тут все очень просто: будете неправильно отдавать, будете неправильно получать. Что посеешь, то и пожнешь... Посеешь жалость - ... Жалость, вообще, очень интересная штука: жалость - это оборотная сторона гордыни. И очень много таких подмен, тонкостей. Жалеть может только тот, кто выше находится. А подсознательно человек, который считает себя вправе жалеть, он считает себя лучше этого, выше, и под этим подразумевается "я-то не такой, я-то лучше". И эта ситуация рикошетом вернется. Не надо жалеть, надо сострадать. Сострадание - это отношения на равных. Есть очень модное понятие сейчас: толерантность. Что такое толерантность? терпение? ничего подобного. Терпение очень часто люди осуществляют в невежестве. Что значит терпеть? Люди думают: "вот я-то знаю, как на самом деле правильно, а он глупости делает, но я его терплю". То есть опять получается положение свыше, это гордыня. А на самом деле толерантность - это когда "я терпеть совершенно не буду, потому что мы совершенно одинаковые". Толерантность проявляется в том, что мы на равных относимся к другим. То есть я принимаю тебя таким, какой ты есть, но я не собираюсь смотреть на тебя свыше и думать "тьфу, какой глупый... ну ладно, что с него взять, будем терпеть". То есть здесь путаница огромная, невежество глубочайшая во всех этих вопросах. Вернемся к чакрам. Мы говорили о том, что чакры влияют на наши отношения к другим людям, на тонком плане окрашивают наше сознание в определенный цвет. Чакры меняют наши потребности - не физические, а эмоциональные, интеллектуальные, духовные. То есть приходит время и человек начинает хотеть признания, или независимости, уважения, любви... все это работа чакр - она характеризуется именно потребностью. Здесь можно задуматься: вот есть начальник на работе, он хочет авторитета, тогда вопрос: каких отношений он хочет на самом деле? Чем больше мы знаем о том, чего человек хочет на самом деле, тем больше у нас шансов сделать его счастливым. Мы должны не просто понимать, а знать, в каких отношениях нуждаются люди в каждый конкретный период времени. Если мы не знаем, в чем нуждается человек, мы не сможем о людях заботиться. Пример: родителям дается задание разобраться в том, в чем нуждаются их дети. Первая реакция - да мы и так знаем, что они нуждаются в любви. - Но вы все-таки идите и спросите... На следующий день родители приходят с квадратными глазами: они, оказываются, нуждаются в не в любви, а в нашем признании - в их признании как взрослого человека. Если мы будем заботиться о людях неправильно, то мы будем ошибаться, и закон "отдавая - получишь" будет работать неправильно. Очень важный вывод: забота о других - это когда мы даем людям то и именно то, что нужно им и конкретно им, а не то, что мы думаем, в чем они нуждаются - это разные вещи. Это в бизнесе действует, и в отношениях. Классический пример Дейла Карнеги: я люблю клубнику со сливками, но я иду на рыбалку, поэтому я не беру клубнику со сливками, потому что рыба нуждается в червяках, вот я и беру червяков. Самый первый шаг на пути улучшения отношений: нам необходимо признать, что мы не знаем на самом деле потребностей других людей. Мы пребываем в иллюзии! У любого, кто живет в материальном мире, всегда думает: в чем нуждаюсь я, в том нуждаются все остальные. Это эгоизм и невежество. На самом деле это очень сложная и тонкая наука: давать то, что хочет другой. При отсутствии этого разваливаются отношения, семьи. Нет тепла, холодно с нами... В результате - ссоры, отгораживаемся друг от друга. А отношения - это работа, это отказ от чего-то. Так вот Веды говорят, что первое, что нужно сделать на пути налаживания отношений, это отказаться от иллюзии того, что мы знаем, что нужно другим людям. МЫ НЕ ЗНАЕМ - никогда этого не учили, не проходили на практике. А иллюзии терять тяжело. Ведь говорят, что если вы чувствуете в сердце боль (не физиологическую, а душевную) - это значит, что вас сейчас лишают иллюзии. Это тяжело, но это лечение так проявляется. И поэтому этот мир, сама жизнь так устроена, что либо мы сами избавляемся от иллюзий, мы добровольно учимся, либо нас будут учить кризисы. Нас начинают учить в школе жизни, а школа жизни - это школа тяжелых ударов, там все серьезно. Итог: нужно знать, в чем по-настоящему нуждаемся мы сами и окружающие нас люди. Если мы это знаем, то отношения становятся не источником страданий, а источником счастья.
|