Итак, мы продолжаем размышлять о ритуале, о его составных частях, о техниках, как теоретически, так и в контексте грядущего семинара в Москве. Вопрос творящего слова, звука в ритуале - один из основных. Вообще - вербальная магия, заговоры, молитвы, мантры - их эффективность предопределяет ряд принципов, которые желательно знать. Просто знать, как навык. Конечно, можно просить, мол, что ж разве молитва не работает у всякого человека, кто ничего специально не изучал. Работает, да. Но, очень часто освоение техник в жизни случается просто в момент довольно тяжёлого опыта, как говорится, "на своей шкуре". И, кроме того, кто сказал, что архаический человек не понимал сакральной механики, ничего не изучал и т.д ? Это не совсем так - сакральное было куда понятней человеку лет пятьсот ещё назад, мы скорее утратили это знание, по крайней мере, на уровне массового сознания. А что-то осело в виде специальных техник. Вот, к примеру, есть такой технический, в общем-то, предмет театральных вузах - сценическая речь. При всём том, что предполагается освоение творческого процесса, смысл обучения сводится именно к освоению определённой технологии. Технологии, которая позволяет оживить слово, сделать любой материал интересным для восприятия другим человеком. Суть методик можно изложить в одном абзаце... Нужно предложить студенту не говорить следующего слова, пока не возникнет образа - картинки, переживания, вИдения того, о чём нужно говорить. Это так и называется - "лента вИдения". Кажется, нет ничего сложно - можно любого человека вывести на такой способ говорения - ни слова без картинки. Конечно, я сейчас предельно упрощаю суть вопроса, это, прямо скажем, не корректный подход к изложению материала, но всё же - суть предмета именно в установлении связи слова с образом. Это ключевое в методе. Потому, что образ делает слово объёмным, многомерным, действующим. Такое слово уже хочется слышать, оно собирает внимание, оно создаёт объекты в тонких мирах. То есть качество актёрской игры, выразительность речи прежде всего обусловлено не ужимками, не прыжками, не внешностью, а именно наличием объекта в тонких телах. Правда об этом актёр редко думают... Они чаще всего довольно невежественны в плане понимания эзотерической подоплёки дела. Маги в амнезии... Но если такой образ слова актёром таки наработан, то он тут же начинает проводить энергию, смыслы из архетипического поля сюда, к нам, в плотный мир - зрителям, слушателям. И именно эти нисходящие смыслы и позволяют каждому воспринимающему действо видеть в происходящем себя, свои проблемы и соотносить свою личностное бытование с энергией архетипа. Личности, таким образом, осуществляют акт сравнения, сопоставления "я и эталон". Вот, собственно, и весь механизм, если совсем кратко его излагать. И этого, в общем-то, достаточно для актёра или оратора. Но - совершено не достаточно для полноценной магической деятельности. Это необходимая, но лишь малая часть работы настоящего мага, жреца, целителя, шамана и т.д. Дело в том, что на самом деле этот создаваемый образ, этот виртуальный объект имеет заложенный в него действенный потенциал. Потенциал там возникает обязательно, потому хотя бы, что объект всегда поляризован внутри себя, объект содержит конфликт, а значит - способен сформировать какое-то определённое действие для всякого человека, который вступает во взаимодействие с объектом. Иначе говоря, образ предполагает сюжетность. И, к примеру, когда человек вступает во взаимодействие с образом в архаической ситуации (скажем, в православном храме), то человек хотя бы догадывается порой, что образА, с которыми он беседует, повлияют на его жизнь. То есть, конечно, человек думает, что он молится, что он устанавливает связь с Богом напрямую. Но гораздо чаще Бог действует именно через потенциал образа. И вот такое понимание коммуникации, как обязательно действующей и постоянно меняющейся системы образов было свойственно для речи, скажем так, былых времён. Ещё недавно даже азбука сохраняла образный строй, побуждая к осознанию, что речь, коммуникация это череда постоянно перетекающих образов, непрерывно меняющих нашу жизнь. Это утрачено с забытыми "я буквы ведаю", но это сохраняется как условие сакральной речи. В этом принципиальное отличие заговора, молитвы, сокомрошей сказки от сценической речи в институте. В архаике связь жизни с образом - тотальна и естественна, а потому слово - сакрально, сказка может быть понята только в такой ситуации, только через бытие в образах здесь и сейчас. И никак иначе. Только с созданием и наполнением этих тонких объектов реальным действием, только с осознанием меры ответственности за такое творение мира речью. Мир вообще творится словом, стихией воздуха, это первичная магия. Просто нужно иметь решимость признать это фактором жизнетворения.
|