Четверг, 03.07.2025, 10:24Главная

Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

О чем это я тут?..

Поиск

Скажи "спасибо" :)

на поддержку сайта!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Луна в Москве

Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Статистика

Каталог материалов
Главная » Файлы » Статьи [ Добавить материал ]

Вода и дракон. Почему?
[ ] 31.01.2010, 00:35
Почему у меня в голове связь "вода-дракон"?.... ищу ответы

Власть дракона над водами

Змей-дракон и воды оказываются равнозначными символами Хаоса. Но откуда эта связь дракона и вод?

«Будучи началом бесформенности и потенциальности, основой всего многообразия космических проявлений, вместилищем всех зачатков, вода символизирует первичную субстанцию, из которой рождаются все формы и в которую они возвращаются либо путём увядания, либо через катаклизм. В начале были воды, и они же покроют всё вновь в конце полного исторического или космического цикла», — пишет Элиаде (8). Столь же «бесформенна» и змея: она не имеет ни рук, ни ног, словом, её тело не расчленено; она издаёт шипение, напоминающее шум воды; её движения напоминают бег волн. У ряда народов (майя, египтяне и некоторые другие) иероглиф, служивший для обозначения воды, имел форму зигзага или изогнутой линии, символизирующей речную рябь и морские волны. «Ле Плонгеон утверждает, что майя увенчивали этот изогнутый иероглиф головой змеи, так как соотносили волны океана с волнообразными движениями ползущей змеи. Именно поэтому они назвали море КАНАХ — Великая, могущественная ЗМЕЯ» (9).

Естественно поэтому, что змей как персонификация Хаоса оказывается повелителем вод как стихии Хаоса. Как пишет Ле Гофф, «существенный элемент могущества драконов — управление водой: доброжелательные драконы давали дожди и орошающие речные разливы; враждебные — вызывали потопы и опустошительные наводнения». (10). Элиаде называет дракона «духом воды». (11).

Однако, если сначала владыкой вод выступает дракон, а его противник, бог-демиург, «затворяет» воды, побеждая это воплощение Хаоса, то впоследствии дракон выступает уже как похититель вод (жён богов, священного напитка, священных коров), ему, в общем, не принадлежащих, а демиург эти воды «освобождает». * Так, Мардук, заперший воды Тиамат, забирает власть над водами себе:

Веянье ветра, дожди и холод,
Воздымание бури — её слюны истеченье —
Распределил, своей власти доверил.
Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал.
Он бездну открыл — устремились потоки.
Тигр и Евфрат пропустил он сквозь её очи.

(Энума Элиш, табл. 5, ст. 50-55. )

_________________________

(8) Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 183.

(9) Бейли Г. Потерянный язык символов. / Пер. К. Н. Корсакова. М. , 1996. С. 176-177.

(10) Ле Гофф Ж. Другое Средневековье… С. 152.

(11) Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 200.

* Индра, сразив Вритру, освобождает воды, названные также жёнами Даса (по другой версии — скрытых в пещере коров). Ра в повторяющемся каждую ночь сражении со змеем Апопом заставляет того изрыгнуть обратно воды подземного Нила, которые тот выпивает, дабы погубить плывущего по этой реке Ра. Перун, побеждая Волоса-Велеса, освобождает воды (скот, похищенную змеем женщину — Додолу, Мокошь или др. ). И так далее.


То же и библейский Господь: «Кто проводит потоки для излияния воды…» (Иов. 38, 25). Также и Индра, который становится божеством, связанным с дождём и плодородием, сближаясь, таким образом, с Парджаньей вплоть до их отождествления.

Здесь следовало бы перейти к рассказу о боге-громовержце, повелителе дождя, принимающем обличье дракона. Но этот образ дракона как небесного божества, по моему мнению, развился в процессе мифосложения из образа женщины-змеи как божества хаотического, а впоследствии — хтонического.

Источник: http://www.librero.ru/article/myth/zmiy/drekon/
Категория: Статьи | Добавил: 444 | Теги: драконы
Просмотров: 1508 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
444 © 2025 | Бесплатный конструктор сайтовuCoz
| |